"Остров мёртвых" и "Франческа да Римини"
"В круге девятом" (рецензия доктора искусствоведения Е.Д. Кривицкой в журнале "Музыкальная жизнь")
"Я буду в вечности твоя!" (статья Оксаны Гагариной в журнале "Культура Урала". С. 12-14)
3 и 10 декабря в Большом зале Уральской консерватории в рамках единого фестиваля, посвященного юбилею Сергея Рахманинова, состоится оперно-симфонический вечер музыки великого русского композитора.
В первом отделении оперно-симфонического вечера прозвучит Симфоническая поэма Сергея Рахманинова «Остров мертвых».
В мае 1907 года в Париже Рахманинов знакомится с репродукцией с картины швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827—1901)
«Остров мертвых», изображающей остров со стройными кипарисами, окруженный с трех сторон высокими угрюмыми скалами, — место вечного покоя, где нет места ни печалям, ни волнениям жизни…
« Картина швейцарского живописца послужила…первоначальным толчком к возникновению творческого замысла у композитора. Обращаясь к волновавшей его проблеме жизни и смерти, Рахманинов трактует ее самостоятельно, иначе, чем Беклин, с его склонностью к таинственной, загадочной символике и декоративной манерой письма.
Музыка симфонической поэмы отличается яркой драматической экспрессией, силой и страстностью чувства.
«…Беклиновского покоя смерти в ней мы не найдем»,— справедливо писал Г. Прокофьев после одного из первых исполнений.
Рахманинов трактует тему жизни и смерти в трагедийном плане.
Смерть выступает у него не как примиряющее начало, а как нечто глубоко ненавистное, враждебное человеческим стремлениям, вызывающее непреодолимый внутренний протест. Этим определяется страстная взволнованность музыки и острота конфликтных сопоставлений в его симфонической поэме.» (Ю. Келдыш)
Во втором отделении нашего удивительного вечера вас ожидает встреча с новой постановкой Оперной студии УГК - Опера С. В. Рахманинова «Франческа да Римини»
«Франческа да Римини» – последний из трех оперных шедевров великого русского композитора Сергея Рахманинова. Сюжет оперы, написанной на либретто Модеста Чайковского, основан на истории влюблённых из Римини, рассказанной Данте в пятой песне первой части «Божественной комедии». Это произведение С. Рахманинова подобно Эвересту возвышается над множеством попыток различных оперных композиторов интерпретировать бессмертный сюжет великого Данте. Вместе с героями оперы «Франческа да Римини» зритель спускается в ад, переносится в замок жестокого правителя Римини, и вновь возвращается в ад. Это фантастическое странствование во времени и пространстве осуществляется ради возможности погрузиться в историю бессмертной любви Паоло и Франчески. Клятвы, обманы, ревность, нежность, коварство, страсти, не знающие преград – все в этом произведении доведено до предельного эмоционального накала. Подобно Ромео и Джульетте, Тристану и Изольде, имена Паоло и Франчески благодаря гению Данте и великой музыке Рахманинова навсегда оказались вписаны в мировую историю искусства.
В роли Ланчотто Малатесты, властителя Римини выступит один из самых востребованных драматических баритонов России, солист Екатеринбургского театра оперы и балета, приглашённый солист Большого театра, Мариинского театра и других театров России и Европы Александр КРАСНОВ
Франческу (жену Ланчотто Малатесты) сыграет и споёт солистка Екатеринбургского театра оперы и балета, приглашённая солистка Большого театра Ольга СЕМЕНИЩЕВА (сопрано)
Два удивительных, красивых произведения, заставляющих не только слушать музыку, но и задуматься над одной из самых важных, глубоких, вечных и краеугольных тем в искусстве – темой жизни и смерти, объединит в одно целое наш фантастический музыкальный вечер.
Действующие лица, исполнители и постановщики
Фотогалерея